Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Открытый урок русского языка в пловдивском Русском центре
22.12.2014
20 декабря 2014 года в Центре русского языка и культуры Пловдивского университета был проведён открытый урок русского языка для школьников младших классов. В присутствии родителей и друзей под чутким руководством своего учителя Кати Ганевой слушатели детского курса показали приобретённые умения читать, писать и разговаривать на русском языке. Курс русского языка для детей проводится по учебнику «Друзья», автором которого является сама Катя Ганева, ведущий методист в обучении русскому языку как иностранному. Дети уверенно отвечали на вопросы по пройденным лексическим темам, рассказывали о себе и своей семье, объясняли, какая на дворе погода, как готовят свой любимый бутерброд и салат, как «ездили» на дачу и «собирали урожай», с удовольствием пели песенки, умело подобранные к каждой теме: «От улыбки хмурый день светлей», «Кузнечик», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены».
Курсисты сыграли этюд из мультфильма «Ну, погоди» и спели «Расскажи, Снегурочка, где была?». В конце урока директор центра доцент Надя Чернева поздравила учительницу и её воспитанников с отличными результатами.
Дети и их родители выразили желание, чтобы этот курс продолжался и дальше, чтобы ребята смогли углубить свои знания и усовершенствовать умение говорить по-русски.
Центр русского языка и культуры Пловдивского университета