Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Практическое занятие для учителей русского языка и литературы в ТНУ
15.12.2014
11 декабря в Русском центре Таджикского национального университета состоялось практическое занятие для учителей русского языка и литературы, проходящих здесь курсы повышения квалификации с 1 по 13 декабря. Занятие на тему «Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы» провела старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы факультета русского языка и литературы ТНУ Малика Сафарова.
В мероприятии приняли участие учителя средних школ Вахдатского, Варзобского, Файзабадского, Гиссарского, Турсунзадевского и других близлежащих районов Душанбе.
Малика Сафарова рассказала о группах нестандартных уроков и основных этапах подготовки к отдельным видам нестандартных уроков, формах самостоятельной работы, позволяющих раскрыть творческий потенциал ученика.
Преподаватели также получили возможность познакомиться с учебно-методической литературой библиотеки Русского центра по подготовке к экзамену по русскому языку.
Мехриниссо Нагзибекова, руководитель Русского центра ТНУ