Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Семинар «Инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в школе» в Оше
09.12.2014
По инициативе представительства Россотрудничества в Киргизской Республике, при поддержке Российского центра науки и культуры в Бишкеке и Русского центра в Оше 4–5 декабря в Центре изучения и тестирования по русскому языку в филиале Российского государственного социального университета в Оше состоялся учебно-методический семинар «Инновационные подходы к преподаванию русского языка и литературы в школе». Открыл семинар председатель представительства Россотрудничества в Киргизской Республике А. П. Зенько, со словами приветствия обратился к участникам встречи Генеральный консул РФ в Оше А. С. Кудряшов.
В семинаре приняли участие сорок учителей русского языка и литературы из трёх областей Южного региона республики. Семинар включил в себя лекции, мастер-класс и методсеминар. На семинар были приглашены ведущие специалисты столичных вузов: старший преподаватель кафедры русского языка гуманитарного факультета КРСУ Инна Пешехонова и старший преподаватель кафедры теории и истории литературы факультета русской и славянской филологии КНУ им. Жусупа Баласагына Лариса Яковлева.
В рамках семинара были рассмотрены следующие вопросы: проблемы чтения, анализа и интерпретации художественного произведения, актуальные проблемы современной лингвистики, информационные технологии на уроках литературы, интернет-ресурсы в процессе обучения русскому языку и другие. По итогам семинара слушателям были вручены сертификаты о повышении квалификации.
Участники семинара выразили глубокую признательность организаторам и преподавателям за полезную и необходимую информацию, за возможность обменяться опытом, получить ответы на волнующие их вопросы. Учителя отметили творческую, доброжелательную, тёплую атмосферу, которая царила на семинаре. Особые слова благодарности были выражены руководителю Русского центра З. Я. Мискичековой и методисту М. К. Козубековой — умелым модераторам, дипломатичным и компетентным организаторам — за радушную встречу, отзывчивое отношение и чёткую координацию программы мероприятий. Учителя обратились к организаторам с просьбой проводить чаще такого рода семинары и охватывать как можно больше учителей из отдалённых сельских школ.