Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Новые перспективы изучения русского языка за рубежом
02.12.2014
Руководитель Русского центра в Аммане Татьяна Глущенко приняла участие в Международном экспертном интернет-совещании «Разработка и апробация методологии формирования глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом», которое было организовано 18 ноября в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и проходило на базе Российского нового университета (РосНОУ), являющегося исполнителем этого проект.
Российская сторона на совещании была представлена деканом факультета гуманитарных технологий, руководителем проектов РосНОУ по продвижению русского языка за рубежом Ольгой Ивановой, группой учёных — разработчиков модуля. В мероприятии приняли участие русисты из Иордании, Германии, Израиля, Греции, Словакии, Армении, Сербии, Ирана и других стран.
Ольга Иванова в своём выступлении, обратила внимание на важность и своевременность разрабатываемого проекта «Дистанционное обучение русскому языку за рубежом», над которым работают несколько вузов под руководством Министерства образования и науки РФ. Конечная цель — это создание универсальной глобальной модульной системы обучения русскому языку как иностранному.
Участники совещания познакомились с разработанными экспериментальными модулями в онлайн-режиме, обсудили их содержание, технологические решения по организации и управлению модулями, высказали свои предложения и пожелания.
Все присутствующие русисты из разных стран мира отметили безусловную актуальность данного проекта и выразили большую благодарность всем учёным, работающим над его реализацией.