Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Детей в Баварии приобщают к русскому языку с помощью Пушкина и Лермонтова
01.12.2014
Масштабный литературный проект для детей, изучающих русский язык, с успехом завершился в Баварии. Проект, стартовавший ещё в марте этого года, собрал сотни участников, изучающих русский язык, литературу и культуру. Для школьников были организованы открытые уроки и конкурсы устных сочинений, состязания юных чтецов и увлекательная литературная экспедиция. А одним из центральных событий стал V Детский литературный пушкинский фестиваль, который прошёл в мае в Мюнхене, сообщает портал «Русское поле».
Юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова был посвящён целый комплекс мероприятий. Так, на литературный праздник «Загадочный Лермонтов» приехала Марина Львовна Коллер (Андреева). В своё время она была директором школьного музея Лермонтова, организованного стараниями учительницы русского языка и литературы Авивы Альтшуллер в 70-е годы. В ноябре гостями Мюнхена стали учащиеся гимназий из Твери и Клина. Школьники читали стихи поэта, рассказывали интересные факты из его биографии, в том числе связанные с имением Середниковым, расположенным недалеко от Твери и Клина.
Сейчас дети из театральной студии «Лель» готовятся к постановке спектакля по единственной сказке Лермонтова «Ашик-Кериб». Главным итогом литературного проекта станет сборник детских сочинений. Работа над этим продолжится в 2015 году.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»