Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В бельцком Русском центре прочитали цикл лекций об изобразительном искусстве
28.11.2014
Прошедшая неделя в Русском центре БГУ им А. Руссо прошла под знаком мирового и русского изобразительного искусства. Цикл лекций для студентов университета прочитала искусствовед, работник картинной галереи г. Бельцы Людмила Козырева. Она сумела не только заинтересовать собравшихся малоизвестными фактами истории древней скульптуры, увлекательно рассказать об особенностях художественного мышления древних авторов, о палеолитической Венере и её значении в древней европейской культуре, но и приоткрыть новое в общеизвестном. Студентам второго курса особенно понравились рассказы о бюсте Нефертити и истории его находки, а также о скульптуре эпохи Ренессанса, в частности о «Пьете» Микеланджело, изображающей скорбящую Богоматерь с мёртвым Христом на коленях.
Старшекурсников особенно впечатлила лекция Л. Козыревой о русской живописи рубежа ХIХ—ХХ столетий: об объединении «Мир искусства», о стремлении художников-мирискусников к модернизму и полемике с передвижниками. Студенты услышали много интересного о шедеврах таких русских художников, как А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский и др.
Основное внимание Л. Козырева уделила шедеврам импрессионистической, абстрактной и авангардной живописи: «Парижскому кафе» К. Коровина, «Демону» М. Врубеля, «Чёрному квадрату» К. Малевича, «Москве» В. Кандинского, «Купанию красного коня» К. Петрова-Водкина. Её комментарии оказались созвучны студенческим представлениям об авангарде и модернизме в истории русской литературы.
Технические возможности Русского центра позволили во всех подробностях рассмотреть репродукции картин и совершить увлекательные заочные экскурсии в Русский музей, Третьяковскую галерею и Эрмитаж.
Слушатели с благодарностью приняли предложение Л. Козыревой о создании клуба любителей живописи при Русском центре и приглашение посетить городскую картинную галерею.
Татьяна Сузанская, руководитель Русского центра Бельцкого госуниверситета