Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Семинар по регионоведению России в Центре русского языка ПУИЯ
28.11.2014
25 ноября в Центре русского языка Пекинского университета иностранных языков прошёл семинар по регионоведению России для аспирантов-русистов из вузов столицы Китая. В нём приняли участие тридцать аспирантов, которые приехали не только из ПУИЯ, но и из Пекинского, Китайского народного и Столичного педагогического университетов.
Семинар начался с викторины по регионоведению России. Руководитель Центра русского языка профессор Дай Гуйцзюй задала вопросы, касающиеся теории регионоведения, возникновения и развития регионоведения России как научного направления и дисциплины в российских вузах, а также главных черт административно-территориального деления, экономического районирования, часовых зон и федеральных округов Российской Федерации. Аспиранты успешно ответили на эти вопросы.
Затем аспиранты первого, второго и третьего курсов Института русского языка ПУИЯ сделали короткие доклады об инвестиционном риске китайских компаний в России из-за падения курса рубля, о роли России в рамках ШОС и о перспективе экономического сотрудничества Китая и России в Центральной Азии. Доклады вызвали горячие дискуссии среди участников семинара. Ссылаясь на достоверные источники, каждый высказал своё мнение по этим темам.
Напомним, что регионоведение России — это новое направление и новый предмет в аспирантуре ПУИЯ, а также первое направление подобного рода в вузах Китая. Оно возникло в 2011 году после создания Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС).
Семинар привлёк аспирантов-русистов из ведущих вузов столицы Китая. Он очень полезен для усиления интереса к научному исследованию. Расставаясь, ребята договорились регулярно проводить такие семинары и поблагодарили наш центр за предоставление платформы для научных дискуссий.