Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Пльзене состоялись семинары для преподавателей русского языка
28.11.2014
21 ноября в Русском центре в Пльзене собрались учителя русского языка из школ Пльзеньского края на семинарах по повышению квалификации. В этот раз обсуждались вопросы страноведения, эффективные способы формирования у учеников правильного произношения и использование мобильных технологий на уроках русского.
Новую серию семинаров открыла презентация Галины Цврковой «Россия и россияне», где в яркой форме были представлены интересные факты истории, географии России и реалии российской культуры. Продолжила программу Анна Евсина, которая поделилась своей методикой в презентации «Учим русский язык с удовольствием: формирование правильного произношения и развития навыков интуитивного чтения». Учителя-участники сами потренировались выговаривать скороговорки и читать стихи. Затем участников ждал урок русского, где они могли улучшить своё владение языком.
Завершился день семинаром Варвары Головатиной, где преподаватели учились использовать планшеты и мобильные приложения, которые могут быть применены на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся и увеличения их контакта с языком вне класса.
Эта сессия семинаров — часть проекта по повышению квалификации учителей русского языка, финансированного на средства гранта фонда «Русский мир». Подобные семинары в рамках проекта проводились в прошлом и в текущем полугодии. Участие в семинарах центра бесплатное.
Завершится проект в декабре мини-конференцией, на которой преподаватели-участники обменяются опытом и идеями по преподаванию русского языка как иностранного.