Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В «Мастерославле» дети смогут проверить знание русского языка
27.11.2014
Оценить свои навыки владения устной и письменной речью в ближайшее время смогут посетители детского города мастеров «Мастерславль», расположенного на Пресненской набережной в Москве. Такую возможность предоставит Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, сообщает РИА «Новости». По итогам тестов дети получат сертификаты, подтверждающие, что их обладатели любят русский язык и достойны стать гражданами города мастеров.
«Мастерславль» представляет собой мини-модель российского города со своей инфраструктурой. Интерактивные мастерские детского города знакомят детей с профессиями и помогают им сделать первые шаги на пути профессионального ориентирования.
«Из представленных в городе мастеров 150 профессий практически все связаны с умениями владеть речью. Именно поэтому на площади искусств города открыт Институт Пушкина, где в ближайшее время организуют тестирование в постоянном режиме», — отметила ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Маргарита Русецкая.
Специалисты института помогут детям сформировать внимательное и ответственное отношение к русскому языку.
Развивающие игры «Угадай слово», «Соедини картинку и название» предназначены для самых маленьких посетителей от 6 до 8 лет. Ребятам 9–12 лет предлагаются тестовые задания «Умеешь ли ты читать?», «Кто говорит — мальчик или девочка?», а также кроссворды с зашифрованными терминами «Найди слово».
Все задания направлены на определение уровня речевого развития ребёнка в соответствии с его возрастом. А родители смогут получить профессиональные консультации, как повысить уровень грамотности и владения устной речью.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»