Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ольга Здебская, методист Русского центра Балтийской международной академии
1 ноября 2014 года в Русском центре Балтийской международной академии состоялось торжественное вручение сертификатов иностранным студентам, приехавшим учиться в БМА по программе обмена студентов Erasmus. Ещё в конце августа при знакомстве с работой Русского центра БМА и курсов по русскому языку как иностранному при центре, которыми руководит Жанна Граудиня, многие студенты выразили желание изучать русский язык. Занятия проходили в Русском центре четыре раза в неделю.
Результат оказался впечатляющим: многие заговорили по-русски, некоторые планируют и в дальнейшем совершенствовать свои знания по русскому языку, так как хотят выбрать работу в сфере туризма или менеджмента. Знание русского языка, по мнению студентов, необходимо им для продвижения на рынке труда.
Вручение сертификатов по русскому как иностранному прошло в торжественной и дружеской обстановке и закончилось тоже по-русски: у самовара с пирогами и сладостями.