Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Конкурс «Герой нашего времени моими глазами» в Пловдиве
10.11.2014
4 ноября 2014 года в начальной школе «Г. Бенковски» в Пловдиве был проведён конкурс на тему «Герой нашего времени моими глазами». В конкурсе приняли участие 46 учеников третьего и четвёртого классов (воспитатели — Йовка Златева и Събка Соколова). Цель конкурса как части проекта о М. Ю. Лермонтове — дать возможность детям представить и нарисовать героя и с помощью воображения выразить своё понимание героизма в настоящем и прошлом.
Организатором мероприятия выступило объединение «Славянский мир» при партнёрском участии руководства школы и поддержке фонда «Русский мир». Чтобы помочь участникам конкурса, Йовка Златева и председатель объединения «Славянский мир» В. Стайков подготовили тридцатиминутную мультимедийную презентацию о том, кто может быть героем, какими качествами он должен обладать, что такое добро и зло. Детей заинтересовали пейзажи Кавказа, стихотворения, которые Лермонтов посвятил любви к Родине, борьбе за свободу и героизму, проявленному самим поэтом в боях против врагов России.
За участие в конкурсе всем участникам были подарены наборы для рисования, а лучшим из лучших вручены специальные грамоты объединения «Славянский мир». Комиссии нелёгко было определить победителей, так как это были самые юные участники проекта и тема оказалась довольно сложной. Конечно же, многие из них впервые услышали имя М. Ю. Лермонтова, но мы уверены, что они запомнят этот день. Многие ребята выразили желание участвовать в следующем конкурсе. Мы обещали детям, что самые лучшие рисунки будут показаны на специальной выставке, а другие будут выставлены в школе. Конкурс вызвал большой интерес не только у детей, но и у их родителей, которые с интересом рассматривали работы своих малышей.
В. Стайков, председатель объединения «Славянский мир», Пловдив