Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российские вузы будут привлекать студентов из Китая
17.10.2014
Российские вузы, нацеленные на ведущие позиции в мировых рейтингах, представят свои образовательные возможности на ежегодной международной выставке China Education Expo (CEE) в Пекине, сообщает РИА «Новости».
В соответствии с указом Президента РФ, к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в сотню лучших в мире в трёх наиболее авторитетных рейтингах — QS, Times Higher Education и ARWU. Напомним, пока лучший российский результат — 196-е место в рейтинге Times 2014–2015 МГУ им. Ломоносова.
Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», субсидии для вхождения в мировые рейтинги университетов получат 15 российских вузов. Бюджет проекта составит девять миллиардов рублей.
В образовательной выставке CEE-2014 участвуют около 600 вузов из более чем 40 стран, большинство гостей — нацеленные на учёбу за рубежом школьники. В 2013 году CEE посетили около 60 тысяч человек. В рамках выставки пройдёт двухдневный семинар о зарубежном образовании Study Abroad, на котором выступят национальные делегации и университеты, в том числе из России.
Стенд проекта «5–100» представят в рамках единой экспозиции Министерства образования и науки РФ. Университеты-участники проекта познакомят посетителей выставки с достижениями российского высшего образования, организуют презентации, анонсируют курсы обучения для иностранных студентов.
В программе «5–100» сейчас участвуют 15 российских вузов, отобранных по итогам конкурса: 4 московских, 3 петербургских и 8 региональных. В том числе 3 из 10 федеральных университетов: Дальневосточный, Казанский (Приволжский) и Уральский. В список также вошли Томский университет (ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Новосибирский университет (НГУ), Нижегородский университет (ННГУ) и Самарский аэрокосмический университет (СГАУ).
Среди столичных вузов в списке Высшая школа экономики, технологический университет МИСиС, ядерный университет МИФИ и Московский физико-технический институт, Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), Петербургский политехнический университет (СПбПУ) и Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Московский и Петербургский университеты не принимали участия в конкурсе, поскольку реализуют отдельные программы повышения международной конкурентоспособности.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»