Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Московские школьники напишут диктант в честь Лермонтова
16.10.2014
Необычный конкурс диктантов, приуроченный к 200-летнему юбилею со дня рождения М. Ю. Лермонтова, пройдёт среди учащихся пятых классов московских школ, сообщает сайт Государственного института русского языка им. Пушкина.
По условиям состязания, которое состоится в рамках проекта «Литературное многоборье», звуковой файл с текстом разместят на сайте Городского методического центра Департамента образования города Москвы, откуда его могут скачать преподаватели школ. В день конкурса школьники после просмотра ролика о жизни Лермонтова напишут диктант, который им продиктует учитель русского языка. Кроме того, участникам предложат творческое задание.
«Конкурс — это, в первую очередь, проверка грамотности и речевых навыков: дети должны без ошибок написать текст диктанта и построить собственное высказывание на заданную тему», — рассказывала замдекана филологического факультета Института Пушкина Арина Жукова. По её словам, вторая цель его проведения — привлечь внимание школьников к личности великого поэта, 200-летний юбилей которого отмечается в эти дни.
Школьный этап конкурса пройдёт в начале ноября. Диктанты оценят по стобалльной шкале. В финал выйдут авторы работ, набравших максимальное количество баллов. Заключительный этап состязания состоится в декабре в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, где конкурсантам также предстоит написать диктант и выполнить творческое задание.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»