Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ирина Яровая считает, что единые учебники по русскому, литературе и истории обеспечат равное качество образования школьников
13.10.2014
Законопроект о закреплении федеральных государственных образовательных стандартов по учебным предметам «История», «Русский язык» и «Литература» внесён на рассмотрение Госдумы, передаёт ТАСС.
По словам одного из авторов законопроекта, главы комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, у россиян одна общая история, одна общая культура и один общий язык, а следовательно, может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник русской литературы.
Сейчас в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию и утверждаемых приказом Минобрнауки РФ, входит 2982 наименования, однако ещё в 2011–2012 годах рекомендованных учебников было всего 1872, отмечается в сопроводительных материалах к законопроекту. То есть, как считают авторы поправки, «конституционное определение образования в средней школе, как общего, не обеспечивается». Депутаты подчеркивают, что такая «вариативность противоречит Конституции РФ, поскольку не обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования». Поддержал инициативу создания единого учебника по русскому языку председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. По его словам, школьники, переезжая из региона в регион, не могут сдать тесты, поскольку русский язык в их школе преподавали по-другому. Напомним, в конце февраля 2013 года Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости разработать единые учебники по истории России для средней школы без внутренних противоречий и двойных толкований.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»