Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) откроет центры обучения русскому языку на Гуаме и Фиджи. Об этом в ходе III Международной конференции АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования в АТР сообщил ректор вуза Сергей Иванец, передаёт РИА «Новости».
«Приоритетом сотрудничества АТЭС в сфере образования является расширение условий для научно-исследовательской и учебной деятельности. Ключевой момент здесь — интернационализация. В рамках сотрудничества наш вуз готовится к открытию центров русского языка на Гуаме и Фиджи, где будет учиться местное население», — рассказал Сергей Иванец. В настоящее время начат переговорный процесс с местными властями. Стороны рассчитывают в этом году вывести переговоры на уровень подписания соглашений.
Несколько таких центров обучения русскому языку действуют в Китае, и школьники, посещающие их, часто становятся студентами Дальневосточного федерального университета. По словам ректора, вуз развивает академическую мобильность студентов через сотрудничество с университетами стран АТР. В ходе начавшейся конференции уже было подписано соглашение о совместной работе и студенческом обмене с одним из южнокорейских университетов.
«Число поступивших в этом году в ДВФУ иностранных студентов за год увеличилось вдвое — с 600 до 1,2 тысячи человек. Планируется, что к 2019 году количество иностранных студентов составит 25 % — около 7,5 тысяч человек», — отметил Иванец.
III Международная конференция АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе 25 сентября открывается на острове Русском. В конференции помимо российской стороны примут участие представители США, Австралии, Брунея, Японии, Китая, Южной Кореи, Филиппин, Бангладеша, Перу и Вьетнама. Главная тема конференции — развитие сотрудничества в области образования и мобильности в АТР.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»