Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В российских школах могут увеличить сроки преподавания «Основ православной культуры»
12.09.2014
Министерство образования и науки России до 1 ноября подготовит предложения по расширению школьного курса «Основ православной культуры» на среднюю и старшую школу — со 2-го по 10-й классы, передаёт ИА «Интерфакс».
Накануне с подобным предложением выступил глава синодального Отдела религиозного образования и катехизации, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. По словам митрополита, курс в его нынешней форме — «не что иное, как несколько видоизменённая экспериментальная форма, которая изначально рассматривалась как временное явление». Он считает, что о превращении «Основ православной культуры» в полноценный школьный предмет можно будет говорить, если преподавать его как минимум на протяжении средней и старшей школы.
Минобрнауки вводило курс «Основы религиозных культур и светской этики» и модуль в рамках этого курса по православной культуре поэтапно, после трёхгодичного цикла апробации. По итогам социологических опросов новый предмет оказался востребованным учителями и родителями и вызвал интерес у школьников.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» сейчас преподаётся в четвёртом классе. У школьников и родителей есть выбор, что изучать в рамках курса: основы православной культуры, основы исламской, иудейской, буддийской, иудейской культур, историю религий или светскую этику.
В порядке эксперимента начать преподавание основ религиозных культур и светской этики в 18 субъектах Российской Федерации в 2010 году и во всех регионах страны в 2012 году распорядился Дмитрий Медведев.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»