Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Школы Крыма перешли на работу по российским образовательным стандартам
01.09.2014
В новом учебном году за парты крымских школ сядут 21,3 тысяч первоклассников. Девятиклассников в школах Крыма будет 15 тысяч, а учеников выпускных одиннадцатых классов — 10,7 тысяч. Об этом сообщила министр образования, науки и молодёжи республики Наталья Гончарова, пишет ИТАР-ТАСС.
«К началу этого учебного года в системе образования Крыма представлены 570 общеобразовательных школ, 510 дошкольных учреждений, 148 учреждений дополнительного образования, 61 учреждение среднего профессионально-технического образования и 12 учреждений высшего профессионального образования», — сказала Гончарова.
Особое внимание в этом году в Крыму к детям из семей беженцев с юго-востока Украины. Всего от них было подано порядка тысячи заявлений на поступление в школы, и, по словам Гончаровой, ни одно не осталось без рассмотрения. «Мы не можем отказать никому. Поэтому все дети, чьи родители подали заявления, будут приняты в крымские школы», — сказала она.
В этом году крымским школам предоставлена возможность самостоятельного определения приоритетов в образовательной политике. Об этом заявил министр образования России Дмитрий Ливанов: «Мы, на федеральном уровне, не торопимся с точными инструкциями, что делать. Мы ожидаем ответной реакции с мест, из регионов, от школ».
При этом министр подчеркнул, что к началу учебного года около 20 тысяч учителей Крыма и Севастополя прошли переподготовку для работы по новым стандартам. «С 1 сентября все без исключения школы Крыма и Севастополя перешли на работу по российским образовательным стандартам», — отметил Ливанов. В течение года переподготовка учителей будет продолжена. «Нам крайне важно осуществить более глубокую переподготовку учителей русского языка, литературы, истории, обществознания», — подытожил министр образования.
Как сообщал портал «Русский мир», к 1 сентября все школы Крыма были обеспечены новыми учебниками, всего они получили порядка 2,5 млн книг. На эти цели из федерального бюджета было выделено 899 млн рублей.
На модернизацию системы образования и подготовку к новому учебному году Крыму из федерального бюджета в виде субсидии было выделено почти 1,1 млрд рублей. На эти средства были закуплены компьютеры, мультимедийные доски, оборудование для школьных лабораторий.
Напомним, всего на модернизацию системы образования до 2020 года республика получит 26 млрд рублей.