Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
У учащихся русских школ Эстонии прагматичное отношение к изучению эстонского языка
26.08.2014
Подавляющее большинство учащихся русских школ Эстонии понимает необходимость изучения эстонского языка. Такие результаты показало исследование, проведённое весной 2014 года учёными из Тартуского университета, сообщает портал RusERR.
Как отмечается, отношение учеников к изучению эстонского языка прагматичное. Необходимость знания эстонского школьники объясняли тем, что он нужен для продолжения учёбы в гимназии или техникуме, а в дальнейшем — чтобы найти хорошую работу и получать более высокую зарплату. При этом русскоязычные учащиеся считают, что в госсекторе им не получить работу, а при трудоустройстве в частном секторе предпочтение отдадут человеку с эстонской фамилией. Также школьники высказали свои опасения и в том, что, обучаясь в эстонской школе, они могут потерять русскую идентичность. Многие тестируемые не связывают свою судьбу с Эстонией и хотят покинуть страну.