Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Изучать официальные языки Европы в латвийских школах собираются за счёт русского
22.08.2014
С 1 сентября 2014 года изучение первого иностранного языка в латвийских школах будет начинаться с первого класса. Однако дополнительных часов на преподавание не выделено, и учебное заведение должно будет самостоятельно решить, за счёт какого предмета первоклассники будут изучать английский или немецкий (один из официальных языков ЕС), сообщает портал русской общины Латвии.
Изначально планировалось, что Министерство образования и науки Латвии выделит дополнительный час на изучение иностранного языка с первого класса, но этого не произошло. Как пояснила депутат Рижской думы, член комитета по образованию, культуре и спорту Анна Владова, так как нет нормативов, в которых говорится, какой предмет стоит сократить, не исключено, что в школах нацменьшинств это может быть сделано за счёт русского языка.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»