Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Омске завершилась международная Летняя школа русского языка
22.08.2014
Х Летняя школа русского языка и страноведения завершила свою работу в Омском государственном педагогическом университете. Её слушателями в этом году стали студенты из Австрии, Вьетнама, Германии, Китая, Конго, Монголии, США, Франции и Японии. Традиционно омская школа становится местом не только изучения русского языка, но и активного погружения в культуру и быт одного из самых колоритных регионов Сибири, сообщает сайт социального проекта «Современный русский».
Работа юбилейной Летней школы стала возможной благодаря грантовой поддержке Германской службы академических обменов (DAAD), которая ежегодно устраивает конкурсы на проведение языковых школ и других интеллектуальных мероприятий, способствующих укреплению межнациональных контактов. Организаторы нынешней школы отметили высокий уровень большинства слушателей. 11 студентов из Германии получили возможность участия в Летней школе, одержав победы в конкурсной борьбе. Высокая мотивация к обучению и у австрийских студентов Альпийско-Адриатического университета из города Клагенфурта, соглашение о сотрудничестве с которым позволяет ОмГПУ ежегодно устраивать студенческие академические обмены. В рамках межправительственных соглашений между Францией и Россией отбором студентов занималось Россотрудничество.
Программа Летней школы отличалась разнообразием и, помимо академических занятий, проводимых преподавателями кафедры РКИ, включала богатую культурную составляющую. Иностранные студенты участвовали в разных мероприятиях, которые расширили их представление о жизни в Омском регионе. Они посетили концертные, творческие и спортивные площадки во время Дня города, соревновались в пляжном волейболе, съездили в музей-заповедник «Старина Сибирская», где приобщились к традиционным русским ремёслам, сплавились по реке Таре, сходили в поход по северным районам Омской области и посетили некоторые уникальные туристические объекты.
В этом году у преподавателей и студентов появилось большое подспорье в обучении — мультимедийный образовательный ресурс «Ближе к России. Омск». Созданный филологами ОмГПУ при грантовой поддержке фонда «Русский мир», он предназначен для изучения русского языка как иностранного и основан на богатом региональном материале. Участники Летней школы отметили важность того, что ресурс будет доступен им и после возвращения домой.
Ирина Смирницкая, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»