Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Таджикистане в последние годы увеличилось число желающих отдать своих детей в школы с русским языком обучения, так как, по мнению многих родителей, преподавание в таких школах лучше, чем в таджикских.
В стране функционируют 26 русских школ и 132 школы со смешанными языками преподавания – русским, таджикским, узбекским. Кроме того, существуют школы, где преподавание осуществляется на английском и кыргызском языке. По данным минобразования Таджикистана, в этих школах обучаются 163 тысячи школьников, из которых 71 тысяча девочек.
По мнению родителей, обучение в русских школах в будущем пойдёт на пользу их детей, перед которыми будут открыты двери авторитетных вузов. Он также уверены, что качество образования в таких школах лучше, так как русские учителя более ответственно подходят к своим обязанностям и более требовательны к своим ученикам, сообщает агентство «ЦентрАзия».
Алексей Зрелов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»