Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министерство образования РФ готовит проект по созданию новых школьных мест и намерено ликвидировать в учебных учреждениях двухсменный график работы, заявил министр образования Дмитрий Ливанов.
«У нас, к счастью, в стране в целом положительная демографическая динамика — количество детей рождающихся всё больше, а это означает, что нам надо решать проблему доступности и дошкольного образования, и в течение 2–3 лет уже и школьного образования, — сказал Д. Ливанов журналистам. — А в целом мы ставим перед собой задачу, чтоб у нас не было школ, которые работают в две смены».
По словам министра, сегодня речь идёт не только о ликвидации двухсменки, но и о существенной прибавке количества детей школьного возраста уже в ближайшие 3–4 года.
Таким образом, обойтись лишь ремонтом и реконструкцией существующих школ не удастся, тем более что многие здания учебных учреждений уже попросту выходят за срок эксплуатации. Нужно строить новые школы.
«Вот всё это в совокупности ставит перед нами задачу создания достаточно большого количества новых мест в нашей школьной системе. Речь идёт примерно о 3–3,5 миллионов новых мест для школьников к 2018–19 году», — цитирует Д. Ливанова ИА «Интерфакс».
По его словам, чтобы реализовать этот очень масштабный проект, Министерство образования намерено сделать по каждому региону, по каждому муниципалитету детальный анализ демографической ситуации и миграционной ситуации, а также оценить текущее состояние школьных зданий для того, чтобы определить реальную потребность в школьных местах.
Виктор Алексеев, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»