Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В новом учебном году в шести московских школах опробуют электронные учебники, сообщает ИТАР-ТАСС. Мэр столицы Сергей Собянин провёл экскурсию для председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева по городскому Центру организации дорожного движения, где представлена своеобразная выставка «достижений» столичных программистов.
Как отметил мэр, эти учебники — «ноу-хау» Москвы, «нигде в России они не введены». По словам градоначальника, ведущие специалисты готовили учебники в течение 1,5 лет. «Сегодня готовы пять учебников, которые внедрят в 6 школах с 1 сентября, но, на мой взгляд, необходимо снабдить такими учебниками всех желающих», — сказал он. По его мнению, важно, чтобы «добро» на такие гаджеты дали учёные и методисты.
Дмитрий Медведев заметил на это, что в школах должны быть и электронные учебники, и обычные. «Надо дать право выбора», — согласился мэр.
Он также сообщил, что сейчас каждый третий кабинет в московских школах оборудован интерактивными досками, а у всех учителей есть по ноутбуку, с помощью которого они могут готовиться к урокам.
Также внедряется ряд новых электронных сервисов. В частности, проход в школы по спецкарте, обслуживание в буфете, смс-оповещение родителей о посещениях школы.
«Родители привыкают, более того, есть большая потребность в смс-оповещении, так как родители хотят знать, что ребёнок в школу пришёл, прошёл через считывающее устройство, что поел в буфете», — рассказал Собянин. По его словам, такой сервис внедрён пока не во всех школах, но «мы предлагаем родителям, чтобы они решили это вместе с руководством школы».
Ирина Смирницкая, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»