Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
О духовно-нравственном значении литературы расскажут учителя-словесники
04.08.2014
Фестиваль педагогического мастерства «Литература — духовно-нравственная основа России» соберёт в Ульяновске учителей-словесников со всей России. Заочный этап фестиваля стартует уже 1 сентября, очный этап пройдёт в Ульяновском государственном педагогическом университете 3–5 ноября 2014 года, сообщает портал «Нравственность в образовании».
Как рассказывают организаторы, фестиваль призван повысить значимость литературы как средства объединения духовных, нравственных и интеллектуальных ресурсов в языковом и культурном пространстве. Участникам первого этапа предлагается написать эссе, подготовить презентацию программ внеурочной деятельности по филологии с учётом национальных особенностей региона, сделать буктрейлер и провести педагогическую акцию «Открытый урок литературы».
В рамках очного этапа планируется II съезд Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы, педагогические экскурсии, выставка книжной и медиапродукции, VI фестиваль региональных учительских клубов, круглые столы, дискуссии, мастер-классы.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»