Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минобрнауки России определило основные направления тем школьных сочинений
31.07.2014
В Минобрнауки РФ определили пять основных направлений, в русле которых будут разрабатываться темы для выпускных сочинений. Пока их держат в секрете, к 1 сентября они будут размещены на официальных сайтах Минобрнауки, Рособрнадзора, портале ЕГЭ, а также опубликованы в средствах массовой информации. Кроме того, для каждого часового пояса по аналогии с экзаменационными вариантами ЕГЭ будет сформирован закрытый перечень тем, сообщает пресс-служба министерства.
Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов предложил не ограничивать выпускные сочинения российских школьников по объёму, а установить ориентировочный минимум слов в письменной работе, необходимый для положительного оценивания работы вкупе с другими критериями. Участники совещания также пришли к выводу, что для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.
Как сообщал портал «Русский мир», школьники напишут выпускное сочинение в декабре. Письменные работы будут учитываться индивидуально вне зависимости от ЕГЭ и по усмотрению высшего учебного заведения. Проверкой сочинения займутся учителя с возможным привлечением независимых экспертов. Оценка — зачёт/незачёт. В случае незачёта ученик получит возможность до конца учебного года написать сочинение ещё раз.
Выпускное сочинение было отменено после перехода на обязательный ЕГЭ в 2009 году. В нынешнем экзамене по русскому языку есть часть С, в которой от школьника требуется написать эссе. Однако многие выпускники даже не приступают к этой части, довольствуясь средними оценками. Итоговое сочинение, которое вводится в 2014–2015 учебном году, будет проводиться в рамках промежуточной аттестации учащихся. Оно станет допуском к дальнейшей сдаче госэкзаменов.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»