Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В России стартовала программа «Пушкинский Петербург»
30.07.2014
Образовательная программа по истории и культуре России и Санкт-Петербурга «Пушкинский Петербург» стартовала 28 июля. Её организует Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга при содействии Всероссийского музея А. С. Пушкина и Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Она проходит в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, сообщает сайт комитета.
Программа предназначена для повышения уровня профессиональных знаний представителей образовательного, научного и культурного сообщества из числа российских соотечественников, проживающих за рубежом. Её участниками стали 50 человек из 20 стран в возрасте от 25 до 45 лет. Среди них преподаватели русского языка и литературы, филологи, искусствоведы, исследователи творческого наследия А. С. Пушкина. Программа рассчитана на участников, обладающих глубокими познаниями в области пушкиноведения.
Содержание образовательной программы раскрывает комплекс тем, связанных с жизнью и творчеством великого поэта. Состоятся лекции и семинары, круглые столы с ведущими исследователями пушкинского наследия. Участники познакомятся с биографией поэта, историей его творческого пути, исследованиями, посвящёнными А. С. Пушкину. В программу войдут тематические экскурсии по пушкинским местам города.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»