Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российские туристы не испытывают языкового барьера за границей
30.07.2014
88 % россиян не испытывают языкового барьера, отправляясь на отдых за рубеж. При этом 38 % респондентов признались, что владеют только родным языком. Такие данные были получены в ходе социологического исследования, проведённого популярным сервисом поиска билетов, сообщает портал «100 дорог».
Незнание английского языка можно с лёгкостью компенсировать языком жестов, уверен каждый пятый россиянин. 14 % путешественников рассказали, что общаются в зарубежных странах исключительно на русском языке и даже не пользуются разговорником.
По данным Всемирной туристской организации, в прошлом году за рубеж с туристическими целями выехало 52 миллиона граждан РФ. Над созданием комфортных условий для российских туристов за рубежом работает ассоциация Russia Friendly. Организаторы проекта планируют заниматься распространением русского языка за границей, привлечением интереса к России со стороны иностранных граждан и формированием положительного образа РФ за рубежом.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»