Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выставка живописных объектов Ирины Затуловской «Русские писатели и поэты» открылась в Музее архитектуры имени Щусева.
Подробности в материале нашего корреспондента Ольги ДУБИЦКОЙ:
«Ирина Затуловская — очень самобытный мастер. Главная особенность ее творчества — выбор основы для живописных работ. Она пишет на старых досках, дверцах шкафов, листах жести и камнях.
Затуловская не покрывает основу сплошь красочным слоем. Она оставляет материал живым и узнаваемым, не давая ему спрятаться за красками. Основы, на которых пишет Затуловская, вступают с живописью в новые отношения, эти куски старого металла или дерева обладают своей «культурной памятью».
На выставке в Музее архитектуры представлено 30 портретов русских писателей и поэтов, живших с конца XVIII века по XX век. Современное искусство редко обращается к столь традиционному жанру. Ирина Затуловская в этом смысле — исключение. Началась эта серия в 1998 году с портрета Николая Гоголя и продолжается до сих пор.
Для портретов Ирина Затуловская выбрала материалы, которые, на ее взгляд, лучше выявляют характер классика — старые зеркала, листы железа, куски дерева, камни. Крылов появляется на дереве, Хармс — на шахматной доске, Шаламов и Лесков — на старом кровельном железе, Грибоедов, Заболоцкий, Бродский — на дереве. Причем все эти предметы имеют свою историю, они как будто дышат прошлым. Затуловская не стремится достичь точного портретного сходства. Для нее важнее передать свои собственные ощущения, даже суждения о классиках русской литературы. Ее образы часто условны, даже эфемерны, но всегда очень выразительны».
Выставка живописных объектов Ирины Затуловской «Русские писатели и поэты» продлится в Музее архитектуры имени Щусева до 16 октября.