Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В российских школах могут появиться единые учебники по русскому языку и литературе
09.07.2014
Министерство образования и науки России рассматривает вопрос о создании единых учебных пособий по русскому языку и литературе. Как пишет газета «Известия», о необходимости их создания власти задумались после проведения ЕГЭ 2014 года.
Минимальный балл ЕГЭ по русскому языку в этом году был снижен с 36 до 24 баллов. Напомним, средний балл на Едином государственном экзамене по русскому языку в этом году снизился по сравнению с прошлым годом на 1,5 % и составил 62,5 балла. При этом было отмечено значительное различие в уровне знаний учащихся различных школ, муниципалитетов и регионов.
Вопрос о создании единого учебника по литературе прорабатывается совместно с Минкультуры. Курс литературы необходимо привести в соответствие с концепцией единого учебника истории, так как существуют нестыковки во времени изучения материала (например, «Войну и мир» Льва Толстого школьники проходят раньше, чем Отечественную войну 1812 года).
Разработкой концепции двух учебников займётся рабочая группа при Минобрнауки, в неё войдут представители Администрации Президента РФ, Минкультуры, Российской академии наук, филологи, учителя, а также некоторые составители единого учебника истории.
Как сообщал портал «Русский мир», о необходимости разработать единые учебники по истории России для средней школы без внутренних противоречий и двойных толкований заявил Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в конце февраля 2013 года. Министр образования в марте пообещал, что учебник будет готов уже через год.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»