Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Летние курсы русского языка для граждан Китая и иностранцев, проживающих в Китае, начали работать в Пекине. На открытии слушателей познакомили с основной учебной программой и специальными курсами различной тематики, расписанием занятий, учебными пособиями.
Затем гостям предложили экскурсию по Российскому культурному центру, во время которой они посетили учебные классы, библиотеку, кинозал и многофункциональный зал, сообщает сайт представительства Россотрудничества в Пекине.
По традиции первая встреча с желающими изучать русский язык проходила в форме открытого урока. Им предоставили возможность бесплатно посетить занятия элементарного уровня языка, которые провели преподаватели центра. Для слушателей базового и продвинутого уровней состоялось тестирование.
После подведения итогов открытого урока, обработки анкетных данных и результатов тестирования были сформированы группы. Набор в новые группы продолжается.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»