Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лингвисты знают, как помочь школьникам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку
04.07.2014
Кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН разработана программа обучения русскому языку «Русский язык в школе и дома». Программа, полномасштабная реализация которой запланирована на ноябрь 2014 года, уже достаточно широко апробирована в рамках обучения детей российских соотечественников, проживающих за рубежом и изучающих родной язык в условиях ограниченной языковой среды, сообщает ИА «Мангазея».
Программа рассчитана на учеников средних и старших классов, а также их родителей. В основе предлагаемой методики — особое понимание языка. По словам её автора — доктора филологических наук профессора Владимира Синячкина, школьники должны использовать язык как инструмент, помогающий создавать что-то новое, а не приравнивать его только лишь к изучению правил. Методика учит не столько собственно языку, сколько образам, учит любить многообразие родной речи, её историю.
Как считают авторы программы, старшеклассники, прошедшие обучение по этой программе, сдадут ЕГЭ по русскому языку без репетиторов и дополнительных занятий.
Родителям будет предложено участие в различных семинарах, посвящённых интересным аспектам языка, его культурным и историческим особенностям.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»