Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопросы поддержки русских школ за рубежом обсудили в Москве
23.06.2014
Первое заседание Экспертного совета по вопросам поддержки русских школ за рубежом состоялось в Россотрудничестве. В работе Совета будут участвовать представители Россотрудничества, МИД РФ, Минобрнауки России, фонда «Русский мир», ведущих российских вузов и издательств, представители зарубежных образовательных организаций, ведущих образовательную деятельность на русском языке, сообщает портал «Русское поле».
Напомним, концепция «Русская школа за рубежом» направлена на поддержание типовых моделей российских образовательных учреждений за рубежом. Проект, который разрабатывался и утверждался в течение трёх лет, уже получил одобрение российских властей. Сейчас он направлен на рассмотрение Президента РФ.
На первом заседании обсуждались проекты положения и плана работы Совета на 2014 год. Участники также обменялись мнениями по основным направлениям совместной работы.
Как рассказала председатель Общегерманского координационного совета российских соотечественников Лариса Юрченко, среди первоочередных задач — определение роли, места и статуса русских школ, в том числе учреждений дополнительного образования, в образовательном пространстве за рубежом. Для этого решено провести мониторинг русских школ. Данные мониторинга помогут выработать критерии для формирования реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность на русском языке за рубежом.
Николай Столяров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»