Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Осенью Госдума рассмотрит законопроект об изучении русского языка
18.06.2014
Осенью Госдума рассмотрит законопроект о возможности выбора русского языка в качестве родного для изучения в школах. По сути это сделает не обязательным изучение языка титульных наций в национальных республиках. Регионы поправки поддержали, против высказались только власти Татарстана и Северной Осетии. В Казани видят в законопроекте угрозу национальной политике, а во Владикавказе опасаются исчезновения осетинского языка, сообщает «Газета.ру».
«У русского языка нет статуса родного языка. И дети в школах в национальных автономиях не могут выбирать в качестве родного русский язык. Тем самым уменьшаются часы и объём изучения русского языка. Несмотря на чёткое указание президента усилить изучение русского языка, изучать его как родной, — объяснил инициатор законопроекта председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. — Это нарушение прав человека. У нас конституционное право выбора родного языка. И если такого выбора нет, мы нарушаем право людей. Снижается внимание к изучению русского языка и, как показывают данные ЕГЭ, сейчас минимальный балл сделали 24, — уровень знания русского языка довольно низкий. Это недопустимо».
Руководство большинства национальных автономий поддержало возможность выбора. «У нас получены отзывы из 40 регионов, два отрицательных — из Татарстана и Северной Осетии, остальные положительные», — рассказал Сафаралиев. В татарском случае дело в особой языковой политике, ведущейся в этой республике. Осетинскую общественность волнует перспектива исчезновения национального языка.
Русский язык в России является государственным. Но в Татарстане, Башкирии и Якутии действуют законы, которые обязывают наравне с русским изучать также язык титульной нации.
В случае принятия законопроекта школьники из национальных республик получат возможность вместо языка титульной нации изучать русский не только в качестве государственного, но и как родной.
Андрей Северцев, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»