Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Израиле состоялись занятия Методической школы русского языка, литературы и культуры
17.06.2014
В Израиле под эгидой Российского культурного центра в Тель-Авиве с успехом прошли занятия Методической школы русского языка, литературы и культуры (Москва), организованной Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке Россотрудничества и представительства Россотрудничества в Израиле, сообщили информслужбе портала «Русский мир» в пресс-службе представительства Россотрудничества в Израиле.
В состав коллектива Методической школы вошли российские специалисты в области преподавания русского языка как иностранного — доктор педагогических наук, профессор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Эльхан Азимов, доцент кафедры языкознания Московского института открытого образования, кандидат психологических наук Наталья Дутко, старший преподаватель кафедры языкознания Московского института открытого образования Мария Абрамова.
Презентации, мастер-классы и круглые столы были проведены в Российском культурном центре в Тель-Авиве и в русскоязычных образовательных учреждениях страны. Выездные занятия прошли в молодёжной деревне «Неве-Адаса» (близ г. Нетании) — в школе научно-педагогической ассоциации «Израильский лицей» под эгидой международной ассоциации «Знание», в г. Нешере — в физико-математической школе «Мофет», в г. Герцлии — русской вечерней школе.
В Российском культурном центре в занятиях Методической школы приняли участие член Совета русского языка при Министерстве образования Израиля, автор учебников русского языка как иностранного для израильских школ, д-р Татьяна Яцюк, руководитель детского культурно-образовательного центра «От простого к сложному» Вера Санникова, учителя русского языка школы «Шевах-Мофет».
В ходе мастер-классов преподаватели-русисты ознакомились с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного, интернет-ресурсами учебно-методических материалов и приёмами использования лингвострановедческих знаний в процессе обучения. Участники круглых столов обменялись опытом преподавания русского языка в условиях двуязычия. По завершении занятий слушатели получили сертификаты о прохождении курса Методической школы. В фонд РКЦ и русскоязычных школ были переданы новые учебные и методические пособия по преподаванию русского языка как иностранного.
Андрей Северцев, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»