Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Смена «Мир русского слова и русское слово в мире» стартовала во Всероссийском детском центре «Орлёнок».
Участниками смены стали 150 ребят из разных регионов России, победители всероссийских конкурсов и олимпиад по русскому языку и литературе, сообщает ИА «Живая Кубань».
Запланированы мастер-классы «Встречи с русским словом». «Орлятам» расскажут интересные факты из истории русских имён и фамилий, об образовании пословиц и поговорок, значений устаревших и заимствованных слов. Также участники смены отметят Пушкинский день, День русской литературы и День России.
Кроме того, ребята создадут собственную газету о русском языке, посетят разнообразные литературные гостиные.
«Мы хотим показать молодому поколению всю многогранность русского языка, величие нашей литературы, привить любовь к чтению, умению правильно говорить и писать на родном языке. Ведь русский язык — это богатейший пласт культуры государства российского, наше самое дорогое наследие и достояние», — отметил генеральный директор Всероссийского детского центра «Орлёнок» Александр Джеус.
Ирина Смирницкая, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»