Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Карачаево-Черкесии озабочены уровнем преподавания русского
21.05.2014
В Карачаево-Черкесии прошло совещание под председательством главы республики Рашида Темрезова, посвящённое совершенствованию преподавания русского языка в образовательных организациях. Как сообщает ИА Regnum со ссылкой на пресс-службу главы и правительства региона, участники совещания выразили озабоченность качеством преподавания русского языка в школах республики.
Так, директор муниципального казённого образовательного учреждения «Лицей № 1 города Усть-Джегута», учитель русского языка и литературы, почётный работник общего образования РФ, заслуженный учитель КЧР Татьяна Черняева отметила, что в настоящее время складываются тревожные тенденции, влияющие на качество преподавания русского языка. Одной из них Татьяна Черняева назвала сокращение часов русского языка.
Заслуженный учитель РФ, народный учитель КЧР Адамей Хапаев, согласившись, что сокращение часов преподавания русского языка и литературы негативно сказывается на освоении учащимися материала, отметил, что отрицательно влияет на учебный процесс отсутствие контроля за качеством преподавания предмета как на республиканском, так и на муниципальном уровнях.
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, отметив актуальность рассматриваемой темы, так как «русский язык является фундаментальной составляющей как в образовательном процессе, так и во взаимоотношениях в такой многонациональной и поликультурной республике, как Карачаево-Черкесия», призвал участников совещания разработать и представить в министерство образования и науки КЧР конкретные предложения по совершенствованию преподавания русского языка.
Он заверил присутствующих, что руководство республики будет оказывать всяческую поддержку образовательным учреждениям в решении обозначенных проблем. Кроме того, руководитель региона поручил заместителю председателя правительства КЧР Мурату Озову создать рабочую группу по разработке практических решений по повышению и совершенствованию эффективности преподавания русского языка в образовательных учреждениях республики.
Напомним, как сообщал портрал «Русский мир» Рашид Темрезов заявил о готовности учредить грант главы Карачаево-Черкесии в области преподавания русского языка, родного языка и литературы.
Андрей Северцев, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»