Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре при Пхеньянском институте иностранных языков построили «Дом будущего»
19.05.2014
В учебнике «Жили-были», по которому мы занимаемся с учениками училища при Пхеньянском институте иностранных языков, есть тема «Дом. Квартира». В процессе обсуждения темы у нас появилась интересная идея — написать творческую работу «Дом будущего» («Дом моей мечты»).
Сначала мы познакомились с лексикой по теме, записали значение новых слов, узнали различие между понятиями «дом» и «квартира». Потом ученики описали свои квартиры: рассказали, какие комнаты в них есть, какая мебель и интерьер, какой вид из окна и т. д.
На следующем занятии ребятам был предложен ряд презентаций по теме: «Тридцать самых необычных домов мира», «Дом — жилище человека», «Дом, в котором я живу». Ученики узнали историю жилища человека от домов-пещер до «умного» дома. Кроме того, они познакомились с историей русской национальной избы, с такими видами домов, как иглу, чум, вигвам, юрта, хижина, землянка, сакля, и особенностями их строения.
Следующий этап — написание творческой работы «Дом будущего» («Дом моей мечты»). Работы учеников поражают своим разнообразием и творческими находками. Почти все ребята написали о том, что сложную работу будут выполнять роботы, а люди будут только культурно отдыхать и заниматься саморазвитием. Многие указали, что дома и города будут экологически совершенными. У кого-то дом — сказка или суперсовременная постройка, у кого-то — летающий дом или дом в космосе, но все ученики отметили, что самое важное — любовь к своему жилищу, к своей родине. А ещё дом будущего — это такой дом, в котором все живут дружно. И в каждом сочинении есть стремление самим принять участие в строительстве дома, сделать всё своими руками, работать на благо страны.
Наталья Большакова,
методист Русского центра в Пхеньяне