Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Литературная викторина, посвящённая 215-летию со дня рождения А. С. Пушкина, стартовала в Швеции
08.05.2014
В понедельник, 5 мая, в Швеции стартовал первый тур литературной викторины, посвящённой 215-летию со дня рождения А. С. Пушкина и Международному дню русского языка. Этот этап продлится до 9 мая. Викторина проводится Ассоциацией учителей русского языка в Швеции CARTS при поддержке фонда «Русский мир» и Департамента образования Швеции Skolverket. Кроме жителей Швеции, в нём примут участие учащиеся из Кембриджской русской школы и Финляндии.
У шведских учителей уже стало доброй традицией отмечать 6 июня, объявленное ООН Днём русского языка, разными мероприятиями по всей стране. В 2011 и 2012 годах были проведены конкурсы на лучшее сочинение во всех возрастных категориях. Сочинения ребят от пяти до двадцати лет были настолько интересными, что на базе проведённых конкурсов был создан детско-юношеский журнал «Сочиняем по-русски».
Впервые викторину ассоциация провела в 2013 году по примеру Всеукраинской организации «Русская школа». В ней приняли участие не только учащиеся Швеции, но и ученики из школ Финляндии, Дании, Испании и Англии, где изучается русский язык.
В этом году в Швеции в январе стартовал проект, посвящённый 215-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Учителям оказывалась методическая помощь, а на учительском сайте школьного департамента Швеции регулярно публиковались разработки заданий для учащихся.
Все вопросы составлены учителями ассоциации с опорой на изученный материал, что невероятно важно, так как викторина постепенно становится интересной и познавательной площадкой для проверки собственных знаний.
Сайт открыт для всех преподавателей, независимо от того, в какой стране они находятся. Мы рады, что нашими материалами пользуются и на таких далёких от нас континентах, как Австралия, Северная и Южная Америка.
Светлана Парминг,
редактор сайта и председатель Ассоциации CARTS