Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Немецкие и российские учителя рассказали о своих образовательных системах
17.04.2014
В Институте русского языка и культуры Московского государственного университета им. Ломоносова прошёл круглый стол, посвящённый проблемам среднего и высшего образования в России и Германии. Встречу организовали сотрудники ИРЯиК по просьбе Управления международных связей МГУ и одного из крупнейших российских туроператоров — компании «Академсервис».
В мероприятии приняла участие группа директоров школ и учителей из Германии, в частности из гимназий Гёте и Лессинга во Франкфурте и гимназии Гуттенберга в Майнце. Российскую сторону представляли учителя московских школ, сотрудники Минобрнауки, специалисты ИРЯиК.
Во время встречи обсуждался широкий круг вопросов, связанных с высшим и средним образованием в Германии и России. Немецкие коллеги рассказали об особенностях образовательной системы Германии, указали на проблемы, связанные с отсутствием централизованной системы выпускных экзаменов, а также значительную разницу в образовании в различных землях Германии.
Российские специалисты рассказали об организации учёбы и Единого государственного экзамена в средних школах, об изменении ситуации в вузах России после введения ЕГЭ, а также о возможностях обучения иностранных студентов в российских вузах.