Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Российском центре науки и культуры в Александрии прошёл открытый урок курсов русского языка, посвящённый 205-летию со дня рождения Н. В. Гоголя.
Открылся вечер рассказом о творчестве писателя, который, с одной стороны, являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста.
Слушатели КРЯ прочли отрывки из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Старосветских помещиков». Урок сопровождался показом слайдов о жизни и творчестве Гоголя, подготовленного преподавателями курсов.
Открытые уроки, посвящённые жизни и творчеству классиков русской литературы, стали традиционными в РЦНК. Во многом благодаря им юные египтяне познают культуру и традиции России.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»