Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Анкаре прошёл семинар по повышению квалификации учителей русских школ за рубежом. Мероприятие организовал факультет филологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке Российского центра науки и культуры в Анкаре, сообщает Фонд поддержки и защиты прав соотечественников.
В рамках занятий для педагогов-русистов Анкары и Стамбула проходили семинары, методические мастерские и мастер-классы по внедрению информационных технологий в процесс преподавания. Слушателям рассказали об инновационных мультимедийных ресурсах, лингвистических играх и задачах, а также познакомили с оригинальным подходом к изучению русской словесности в контексте музыкальных интерпретаций. Особый интерес вызвала лекция о научно-исследовательских возможностях, внедряемых в НИУ ВШЭ, и в частности на факультете филологии.
Для педагогов-русистов работала выставка современной научно-методической литературы и мультимедийных программ, все экспонаты которой были переданы в дар РЦНК в Анкаре, который был открыт в конце февраля. Также сотрудники НИУ ВШЭ провели открытые уроки для учащихся школы при посольстве России в Турции.
Семинар завершился объявлением победителей тестирования, по итогам которого трое лучших преподавателей получили возможность бесплатного обучения в Высшей школе экономики.
Никита Захаров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»