Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Традиционно каждый год в России по программам высшего профессионального образования обучаются студенты из Армении, и этот год не является исключением. На 2014–2015 учебный год для Армении выделена квота в количестве 208 человек для приёма на обучение в образовательных организациях РФ, пишет агентство «Новости-Армения».
Кандидатов для обучения отбирает Россотрудничество при участии представителей государственных органов управления образованием страны пребывания, российских посольств и загранпредставительств.
Как рассказал руководитель представительства Россотрудничества в Армении Марк Калинин, особенностью приёма в этом году является предоставление иностранному кандидату права самостоятельного выбора в качестве места своей будущей учёбы от одного до шести учебных заведений (по одному от федерального округа РФ). Если же ни одна из указанных в анкете образовательных организаций не выберет иностранного претендента в качестве своего будущего обучающегося, право на окончательное определение его основного места учёбы оставляют за собой Минобрнауки России и Россотрудничество.
«В прошлом году студенты из Армении поехали учиться в 70 регионов России, некоторые выбрали центральные московские и питерские вузы, но в России есть и сильные федеральные университеты, расположенные в регионах. В этом году география распределения также достаточно широкая», — отметил Калинин.
По мнению советника посольства России в Армении Олега Шаповалова, программа будет способствовать появлению в Армении хороших специалистов, которые в дальнейшем будут работать во благо и развитие страны.
Никита Захаров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»