Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителя русского языка обменялись опытом в Лондоне
19.03.2014
Ежегодная встреча группы учителей русского языка прошла в представительстве Россотрудничества в Лондоне. Она объединяет школьных педагогов, репетиторов и преподавателей вузов. В этом году на встречу приехали больше сорока человек. Они представляли разные города Великобритании, но большинство — из Лондона.
Глава кафедры русского языка в Итонском колледже для мальчиков Пётр Резников рассказал об истории преподавания и современном состоянии русского языка в его школе. Он также поделился своими планами о написании книги о русистике в Итоне. В 1912 году русский язык был впервые введён в программу наряду с пятью другими иностранными языками. С тех пор сменились тринадцать глав кафедры, а число мальчиков, изучающих русский язык, увеличилось до ста в год, что составляет около 8 % от общего числа итонцев.
Также слушателей познакомили с волонтёрской программой в России «Экология» и рассказали об организации школьных поездок в Россию. Директор Russia Local Ltd Игнатий Дьяков представил свои учебные пособия «Рассказ-сенсация» и «Рассказ-провокация». Он также пригласил педагогов и их учеников к участию в конкурсе творческих работ Russia4Brits.
В рамках заседания групп прошли два семинара. Директор сети субботних школ «Знание» рассказала о подготовке русскоязычных детей к английским экзаменам. Доцент Открытого университета Стелла Рок представила своё исследование православия в России.
Завершилась встреча докладом Марии Нахабиной «Русская педагогика, тест по русскому как иностранному и учебники для подготовки к нему».
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»