Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всеизраильский конкурс учебно-методических разработок «Олимпийский урок», посвящённый Олимпиаде-2014 в Сочи, проводился Представительством Россотрудничества в Израиле и Российским культурным центром в Тель-Авиве с ноября 2013 г. по февраль 2014 г. среди преподавателей-русистов в целях развития и поддержки их творческого потенциала, повышения интереса молодого поколения к изучению русского языка и российской истории.
В конкурсе приняли участие преподаватели-русисты из разных городов Израиля, а также учителя русского языка из России и Иордании, что придало мероприятию международный характер. Присланные на конкурс методические разработки были успешно апробированы преподавателями на открытых тематических уроках в школах и на курсах.
По решению жюри конкурса в составе руководителя Представительства Россотрудничества в Израиле Натальи Якимчук, инспектора отдела русского языка при Министерстве образования Израиля Марии Виньяр, преподавателя русского языка, д-ра Инны Розентулер, старшего референта Российского культурного центра в Тель-Авиве д-ра Татьяны Яцюк победителями конкурса стали:
I место – Татьяна Игошина, учитель русского языка школы образовательной сети «Мофет» в Хайфе (Израиль);
II место – Юлия Кондратенко, Светлана Салех, преподаватели курсов русского языка при Российском центре науки и культуры в Аммане (Иордания);
III место – Татьяна Семёнова, преподаватель курсов русского языка при Российском культурном центре в Тель-Авиве (Израиль).
Победители получат почётные дипломы и ценные призы.