Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Рейтинг школ повышенного уровня, охватывающий 41 регион России, показал, что лучше всего учиться в Москве или в Сибири, пишет «Российская газета». Среди полутора тысяч школ, которых сравнивали по учебным достижениям учащихся, показателям индивидуального развития, доступности, на первое место вышел Югорский физико-математический лицей-интернат Ханты-Мансийска. На втором месте — московская школа-интернат «Интеллектуал». Также в первой пятёрке — волгоградский лицей № 3 и московский лицей № 1303. Следом идут школы из Саратова, Челябинска, Республики Коми, Новгородской, Новосибирской и Московской областей.
«Рейтинг поможет родителям выбрать школу для детей, для директоров образовательных учреждений станет точкой отсчёта качества своей работы, а управления образования регионов с его помощью смогут выработать правильную образовательную политику», — сказал исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович.
По его словам, школы, работающие в конкурентной среде, показали лучшие результаты, чем «монополисты». Также исследование показало, что школы малых городов могут учить детей не хуже, чем в столицах регионов. «Ещё одно неожиданное наблюдение: дополнительные необразовательные услуги в школе: спорт, самодеятельность и тому подобное оказывают неожиданно благоприятное влияние на знания детей», — пояснил учёный.
Из 47 тысяч российских школ примерно 13 % — школы повышенного уровня. Среднее образование в них получает каждый пятый отечественный ученик. Поэтому рейтинг и результаты работы крепких школ показывают общий уровень образования в России. Кроме лучших школ нашлись и худшие. «Треть физико-математических школ не позволила своим выпускникам набрать на ЕГЭ достаточные баллы, чтобы поступить в профильные вузы», — добавил научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»