Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Турция отправит в Россию 100 студентов для обучения ядерной энергетике. Как ожидается, из их числа будет укомплектован штат работников первой атомной АЭС Турции, которая строится в Мерсине на побережье Средиземного моря, пишет портал «Анталия сегодня».
Образовательная программа подготовки турецких специалистов в рамках межправительственного соглашения России с Турцией стартовала в 2011 году. На сегодняшний день в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» обучается по атомным специальностям 190 турецких студентов. Всего обучение ядерной физике в России пройдут 600 турок.
Студентам, успешно прошедшим вступительные испытания и зачисленным в университет, предстоит 6,5 лет обучения. В том числе один год на подготовительном факультете с изучением русского языка. После получения диплома планируется стажировка на одной из действующих российских АЭС для закрепления теоретических знаний на практике. Завершив программу обучения, студенты будут работать на первой турецкой АЭС «Аккую» в провинции Мерсин.
В этом году компания «Росатом» планирует открыть в Стамбуле информационный центр по атомной энергии. В 2012 году зарубежные инфоцентры были открыты в Ханое (Вьетнам) и Мерсине (Турция), в 2013 — в Дакке (Бангладеш). В 2014 году планируется также открытие информационного центра в Минске (Белоруссия).
Никита Захаров, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»