Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Победители олимпиады по русскому языку и литературе в Астане поедут учиться в МГУ
21.02.2014
Традиционная филологическая олимпиада для старшеклассников «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» прошла в Российском центре науки и культуры в Астане, сообщает представительство Россотрудничества в республике.
В профориентационной олимпиаде приняли участие 147 учащихся 8-х, 9-х и 10-х классов школ, лицеев и гимназий с русским и казахским языками обучения.
Учащимся классов с русским языком обучения предложили написать сочинение на историко-литературную тему, выполнить лексико-грамматический анализ художественного текста, сделать сопоставительный анализ лирических произведений. Ученикам казахских школ — написать изложение и выполнить тестовые задания по русскому языку.
Для учащихся выпускных классов состязание прошло в рамках олимпиады «Ломоносов». Все участники (54 человека) получат сертификаты, а победители — дипломы и грамоты, а также рекомендательные письма для поступления в филиал МГУ им. М. В. Ломоносова.
Мероприятие организовано представительством Россотрудничества в Казахстане совместно с кафедрой филологии Казахстанского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва и Управлением образования Астаны.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»