Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Виртуальная школа и курсы русского языка появятся в Интернете
19.02.2014
Министерство образования планирует открыть в Интернете к ближайшему учебному году виртуальную школу с 1 по 11 классы для тех, кто хочет получить общее образование на русском языке, пишет «Российская газета».
Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», концепция «Русская школа за рубежом» направлена на поддержание типовых моделей российских образовательных учреждений за рубежом. Она определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общеобразовательных учреждений с преподаванием на русском языке в зарубежных странах, а также название, основные критерии организации, типы таких учреждений и виды их государственной поддержки.
«Цель проекта — создание качественных образовательных интернет-ресурсов. Они позволят любому человеку — ребёнку или взрослому — выучить русский язык в дистанционном формате», — рассказал заместитель министра образования, член правления фонда «Русский мир» Вениамин Каганов.
В состав проекта входит виртуальная школа и экспресс-курсы для мигрантов, образовательные ресурсы: порталы и сайты, созданные ведущими российскими университетами и школами для продвижения русского языка и образования на нём. Планируется создать сеть под названием «Институт Пушкина», которая станет опираться на учреждения культуры и образования в России и за рубежом.
Из бюджета на реализацию проекта выделяется 1,5 миллиарда рублей, планируется привлечение внебюджетных средств. «Бесплатными будут курсы для самостоятельного изучения русского языка, уроки по программе общего образования, многие программы дополнительного образования для детей и взрослых», — уточнил Каганов.
Напомним, проект «Русская школа за рубежом», направленный на поддержку российских граждан в зарубежных странах, уже получил одобрение российских властей.
Ирина Смирницкая, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»