Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российская академия образования забраковала пятую часть учебников
19.02.2014
Около 20 % школьных учебников, направленных на экспертизу в Российскую академию образования (РАО), эту экспертизу не прошли, пишет «Российская газета». По словам члена научного совета по экспертизе учебников РАО Игоря Суколенова, они не рекомендованы для включения в федеральный перечень.
Как сообщил Суколенов, на экспертизу в РАО поступило 584 учебника по 29 предметам, или 167 «завершённых предметных линий». Среди забракованных есть учебники для начальной школы, по обществознанию, основам безопасности жизнедеятельности, химии, математике, физике, иностранным языкам.
«Главная причина — содержание учебников не гарантирует, что школьники будут хорошо знать предмет и покажут достойные результаты, — отметил эксперт. — Например, в учебнике мало внимания уделено первоначальным представлениям о предмете, об истории его развития. Или мало заданий, плохо подан материал, нет вопросов для самоконтроля учеников».
«В этом году они на повторную экспертизу точно не попадут. Издательствам и авторам даётся год, чтобы исправить ошибки», — заметил эксперт по поводу дальнейшей судьбы этих и других учебников. Игорь Суколенов также поделился планами разместить на сайте РАО названия учебников, хорошо прошедших экспертизу. Среди лучших учебников эксперт отметил книги по гуманитарным предметам, особенно по новейшей истории для 10–11-х классов.
Правила проведения экспертизы школьных учебников ужесточены в этом году. Теперь учебники должны получить одобрение Научно-методического совета при Министерстве образования и науки РФ и проходить научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную экспертизы не реже одного раза в три года. Проводить педагогическую экспертизу могут РАО и Российская академия наук, отметил профессор Суколенов.
Елена Волкова, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»