Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Начался приём работ на XIV Международный Пушкинский конкурс
13.02.2014
Педагогов-русистов ближнего и дальнего зарубежья приглашают к участию в XIV Международном Пушкинском конкурсе. Его проводят правительство Москвы при поддержке Министерства иностранных дел РФ, «Российской газеты» и фонда «Русский мир».
Тема этого года — «Пушкин. Интернет. Базар. Кто же настоящий учитель русского в моей стране?». Участникам предлагается написать эссе с личными наблюдениями о том, как меняется отношение к русскому языку и влияние на его изучение, пишет «Российская газета».
Работы на конкурс принимают до 25 апреля. Итоги по традиции подведут 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Лауреаты получат дипломы и денежные премии. Церемония награждения пройдёт в Москве в первые выходные сентября.
Целью конкурса является продвижение национального языка и культуры, а также моральная и материальная поддержка самых энергичных и талантливых учителей русского языка стран ближнего и дальнего зарубежья. За 13 лет существования конкурса в нём приняли участие более 5000 человек, 650 из них стали лауреатами.
Александр Кустов, ИА «Росмедиа «специально для портала «Русский мир»